«У меня есть Тимьян, я мечтала о Резеде, к моей Чувственнице нужно добавить много Жёлтой Настурции, чтобы скрыть Ноготки и Шиповник, которые мучают меня».
Нет, это не записки сумасшедшего, а зашифрованное сообщение Анны Керн, которая мастерски владела языком цветов.
Впрочем, в XIX веке селам (так называется этот язык) знали многие. В Париже, а затем в Петербурге была выпущена книга с толкованиями значений цветов и букетов. Издание сразу стало популярным, поскольку растения занимали тогда важнейшее место в жизни людей.
Например, в альбомах светских дам гости изображали цветы, которые помогали им выразить свои чувства:
подсолнух – преданность и уважение, оранжевая гвоздика – восхищение, клевер указывал на добродетель (кстати, другое название растения – лапушка, и теперь оно стало ласковой формой обращения к женщине).
А известный всем аленький цветочек? Это, скорее всего, махровый мак, который являлся в русском народном творчестве образом суженого.
Русские поэты тоже широко пользовались языком Флоры. Он давал возможность двумя-тремя словами обозначить яркий образ, целую гамму чувств и переживаний, а порой даже душевных состояний и жизненных ситуаций.
Не избежал этого увлечения и Александр Сергеевич Пушкин. Уже в раннем стихотворении он пишет о красавице, которая нюхала табак «вместо роз, Амуром насаждённых, тюльпанов, гордо наклонённых, душистых ландышей, ясминов и лилей…»
Тюльпан – это честность, гордость, жасмин – первое чувство, лилия – девственность, роза – красота и любовь.
Конечно, роза – самый многозначный и наиболее используемый поэтом символ. Чаще всего он говорит о красоте женщины: «как часто милое лицо мгновенной розою пылает», «розы пламенных ланит», «дыханье роз», «но бури севера не вредны русской розе, как жарко поцелуй пылает на морозе!».
Описывая соблазнение Зевсом купающейся Леды в одноименном стихотворении, Пушкин предостерегает юных прелестниц:
…Сим примером научитесь,
Розы, девы красоты,
Летним вечером страшитесь
В тёмной рощице воды…
Обращаясь к язвительной красавице, поэт снова использует это сравнение: «Цветёте пышной красотой и так же колетесь, Бог с Вами».
Роза у Пушкина могла означать радостную юность («доселе в резвости беспечной брели по розам дни мои») и увядание, даже смерть («Где наша роза, друзья мои? Увяла роза, дитя зари»).
Роза с шипами означает также брак, и в «Евгении Онегине» главный герой пользуется этим значением, когда объясняется с Татьяной после получения от неё письма:
Судите ж вы, какие розы
Нам заготовит Гименей
И, может быть, на много дней…
В романе вообще много связей с цветами. Ленский хочет уберечь Ольгу от Онегина, не допустить, «чтоб червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелёк…»
С Ольгой связана не только лилия. В создании её образа участвуют фиалка и ландыш, означающие нежность, скромность, целомудрие. А вот лён указывает не только на цвет волос и простоту, наивность девушки, но и на… ординарность персонажа.
Да, у Татьяны характер сложнее, а потому – интереснее. И её невозможно описать с помощью отдельных растений.
Ларина не боится первой признаться в любви, что было не принято в то время. Но, конечно, она волнуется, ожидая ответа Евгения на письмо. Узнав о его приезде, она устремляется в сад, где «мигом обежала куртины, мостики, лужок, аллею, озеро, лесок, кусты сирен переломала…»
Современник Пушкина уже здесь должен был догадаться о любовной драме, ожидающей героиню, ведь сирень «переводится» как первая чистая любовь, и обломанные ветви являются дурным предвестием.
Лилия близка по значению к розе, но у розы больше страстности, чувственности, у лилии – чистоты. Ещё лилия означает царственность, благородство.
Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла Рук
И над поникшею толпою
Сияет царственной главою.
Лалла Рук, что в переводе означает «щёчка тюльпана»,– будущая императрица Александра Фёдоровна, которая исполнила главную роль в театрализованном представлении по повести Томаса Мура и за которой закрепилось это имя.
А вот экзотические цветы и растения у Александра Сергеевича означают славу, любовь, благоденствие. Волшебный сад Черномора выглядит так:
Аллеи пальм, и лес лавровый,
И благовонных миртов ряд,
И кедров гордые вершины,
И золотые апельсины
Зерцалом вод отражены.
Чародей хочет поразить Людмилу силой, знатностью (кедр), славой (лавр и пальмы). Мирт – любовь, апельсины – вечная молодость. То есть и здесь растения подобраны не случайно.
* * *
Флористы компании Megaflowers тоже пользуются значением отдельных цветов и их комбинаций и составят для вас любой букет с тем смыслом, который вы хотите в него вложить. Гарантируем, что ваш подарок будет не только прекрасным, но и красноречивым.
Мы поможем вам говорить красиво без слов! Читайте Пушкина и дарите цветы!